Швиль Исраэль Участок №5

От горы Мерон до ручья Мерон

Путешествие по заповеднику Гора Мерон. От дома погибшего лесника, мимо остатков поселения, к трону Элияху (Ильи-пророка). Что в глубоких колодцах на горе Мерон и какая связь между ними и турецким сборщиком налогов?

Швиль Исраэль участок №5

Точка начала: стоянка на вершине горы.

Точка окончания:  автостоянка Мерон на шоссе 866.

Общественный транспорт: к начальной точке, в 3 км от полевой школы, подходит экспресс 367 (Цфат – Нагария) и автобус Эгеда 361 (Цфат – Хайфа). К конечной точке, недалеко от перекрестка Мерон, подходит тот же автобус 361.

Длина маршрута: 6,5 км

Продолжительность: 4 часа, не считая привалов.

Степень сложности: легкая. Есть легкий подъем к источнику Эйн-Завад (Источник Дара).

Вода на маршруте: только в точках начала и окончания.

Рекомендуемый сезон: весна и осень.

Карта: карта №2 (Верхняя Галилея)

На предыдущих участках мы поднимались и опускались, а на этот раз нас ожидает приятный маршрут, большая часть которого – спуск.  Прямо от автостоянки начинается Швиль Исраэль, обозначенная здесь синими знаками. Тропа проходит между деревьев, повсюду открываются чудесные виды. Через 400 м легкого подъема наша тропа встречается с «зеленой» тропой, вблизи автомобильной дороги. Напротив мы видим развалины и несколько одиноких старых деревьев. Об этих развалинах поговорим позже. Примерно в 200 м справа стоит одноэтажный одинокий дом с синими жалюзи. Это – дом лесника, посещение которого требует небольшого отклонения от маршрута. Но дело того стоит. 

Дом лесника.

Сегодня в домике живет инспектор управления природных заповедников, который нашел неплохое место, чтобы поселиться. А в 50-х годах здесь жил действительно лесник, Юсуф Сфади, друз из Медждал Шамас, который помогал в создании разведывательной сети в пользу Израиля в Сирии. Ему удалось бежать в Израиль, он прятался в друзских деревнях. Потом он получил работу лесника в Национальном фонде и обосновался в этом доме. Но сирийцы не забыли о нем и не простили его. В 1956 году Юсуф был убит Али Харбушем, беженцем из Нижней Галилеи, который работал на сирийскую разведку и время от времени проникал в Галилею и совершал здесь теракты. Но и Харбуш плохо кончил. Через несколько лет он нарвался на армейскую засаду у развалин теплицы, и был убит. Трехмесячный сын Юсуфа, который лежал на его груди в то время, когда Харбуш стрелял в его отца, остался цел и живет сейчас в Медждал Шамс и занимается компьютерами.

От дома лесника возвращаемся к развалинам  Это – развалины дома Бака, все, что осталось от еврейского поселения, которое было основано здесь в середине 19 века жителем Цфата Исраэлем Баком. В 1834 году Цфат пострадал от «Восстания феллахов». После нападения Исраэль Бак обратился к Ибрагиму-паше, правителю Египта, и предложил купить у него землю. Тот согласился и продал Баку земли заброшенной деревни Джермак (Хирбат Джермак). Тот переехал сюда со своей семьей и еще с 10-ю семьями. Поселенцы возделывали землю, насадили деревья (большой орех на горе – из этих деревьев, ему больше 150 лет). Но произошло большое землетрясение 1837 года, а за ним – восстание друзов в 1838, и жить в деревне стало небезопасно. Бак переехал в Иерусалим. Остатки колодца и ткацкой мастерской рассказывают нам о некогда активной жизни здесь. Можно воспользоваться тенью ореха…

 

Сколько сборщиков налогов поместятся в одном колодце?

После посещения дома лесника и развалин Бака мы возвращаемся на «зеленую» широкую тропу и продолжаем идти по ней. Тропа проходит среди обработанных участков друзов. Используется каждый метр этой скалистой почвы. Можно преклониться перед искусством строителей террас на горе. Террасы построены из камней, собранных на участке или в окрестностях. Но на одном из участков мы видим террасу, составленную из… старых холодильников. Как их привезли сюда?

Еще километр, и мы увидим справа куст, а возле него предостерегающую табличку. Оказывается, куст скрывает глубокий колодец, который называется «Гута» . Его глубина – 11 м, но поблизости есть колодцы и поглубже. Один из них, к западу от дома лесника, возле тропы, ведущей к Эйн Сартава, «гута» Джермак, самый глубокий в Израиле: 150 м! Вокруг этих колодцев с незапамятных времен возникли многочисленные легенда, рассказывающие о якобы существующей под Галилеей системе тайных ходов и пещер. Есть и легенда, объясняющая слово «гута». В турецкие времена большинство стариков деревни Бейт Джан были людьми бедными, чья жизнь порой зависела от милости бесчувственных сборщиков налогов. Поскольку власть стариками не интересовалась, им ни чего не оставалось делать, как позаботиться о себе самим, да так, чтоб сборщики налогов навсегда исчезли с этой земли. Один из деревенских юношей заманил сборщика местных налогов рассказом о богатом кладе, якобы запрятанном неизвестно кем в горах. Сборщик налогов любил сокровища? Любил. А друз любит скакать на лошади? Любит. Друз забрал сборщика с собой, привез на гору и, показав ему на отверстие  колодца, сказал, что сокровище – там, внутри. Сборщик немного нагнулся, чтобы получше рассмотреть клад, и друз слегка подтолкнул его. Пока сборщик падал, был слышен его крик «Гу!.. Гу!.. Та…» Так, по версии стариков деревни, родилось название «гута». Эта сказка распространена во всей округе, в каждой друзской деревне есть своя сказка, свой сборщик налогов и свой легендарный юноша, таким образом, все глубокие гуты до краев наполнились сборщиками налогов…

Трон «Кетер» и Трон Элиягу

Друзы – люди гордые. Мужчина с большими усами молча обрабатывают свои поля. Одного мы увидали посреди необработанного участка, когда он курил, сидя на красном кресле фирмы «Кетер». Одинокое кресло, одинокий друз, наслаждающийся коротким отдыхом посреди поля.

«Что это будет?»

«Сливовый сад»,-ответил друз опасливо, наверное, думая, что мы – какие-то инспектора.

Над частью полей развивается пятицветный друзский флаг: красно-желто-зелено-бело-голубой. Каждый цвет символизирует определенный элемент друзской традиции, но на сегодняшний день никто из друзов не объяснил суть этих цветов, отвечая вежливо, что это – дело религии, и не всякий знает и понимает ее, а поэтому ответы имеются только у мудрецов.

Через 500 м от гуты мы видим каменное надгробье и на нем пятицветный флаг. Это – памятник сержанту Касаму Тапешу, который погиб в Ливане в 1992 году и похоронен на большом военном участке друзского кладбища в деревне Бейт-Джан. Семья сержанта поставила ему памятник здесь, на своем личном участке. Вид отсюда захватывает дух. Место превращается в общественную полянку. Есть опасения у друзов, что их вытеснят с их земель, и этот памятник, как и флаги, напоминает о праве друзов на свою собственность.

Через несколько сотен метров после памятника мы переходим с «зеленой» тропы  и поворачиваем налево. Через 300 м мы проходим высеченную из камня древнюю виноградную давильню.

Весной там можно увидеть много саламандр. Еще через 20 м мы подойдем к еще одной «гуте» , на этот раз глубиной 43 м. Крик сборщика налогов, должно быть, довольно долго доносился из нее. Еще 500 м ходьбы к подножью утеса, и мы окажемся около Эйн Завад. Летом источник пересыхает, а зимой его водоем наполняется водой. Здесь тоже есть саламандры.

После источника мы пересекаем «синюю» тропу и продолжаем идти по небольшой долине среди густо растущих дубов. Слева уже можно видеть дома поселка Мерон. Еще через 10 минут ходьбы невозможно пропустить довольно большую скалу с прямой «спинкой» у левого края тропы. Это и есть «трон Элиягу» . Почему Элиягу? Говорят, что здесь появится пророк в конце времен, усядется на троне и затрубит в шофар. Говорят также, что место это посещают студенты окрестных йешив,  дабы набраться духовности, сидя на троне пророка. Да и те, кто далек от святой духовности, не удержится от того, чтобы посидеть тут немного и полюбоваться чудесным пейзажем.

После короткого и крутого спуска мы подойдем к развалинам Шама . Специалисты говорят, что это место было населено с эпохи ранней бронзы и до арабского завоевания. При раскопках была найдена древняя синагога, исключительная по своим размерам и по количеству находок, сделанных на этом месте. Среди прочего тут имеются ворота, увенчанные семисвечной менорой, мощные колонны, каменная скамья, использовавшаяся молящимися и широкие ступени, ведущие в главный зал. Вокруг синагоги были найдены винные прессы и миква, высеченная в скале. Тут же рядом имеется мавзолей, сложенный из крупных камней, а в нем, согласно преданию, могилы Шамая и его жены. Швиль исраэль продолжает спускаться к руслу ручья Мерон. Примерно через 500 м спуска мы прибываем на автостоянку Мерон , находящуюся у западной обочины шоссе 866.

Автор Boris Berkovich

На эту тему читайте также:

1.Всеизраильская тропа Швиль Исраэль.

2.Описание Всеизраильской тропы Швиль Исраэль, участок №3.

3.Описание Всеизраильской тропы Швиль Исраэль, участок №4.

4.Описание Всеизраильской тропы Швиль Исраэль, участок №2.

 

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *